ЦДО Центр дистанционного обучения факультета экономики и управления ИГЭУ

Анализ особенностей дистанционных образовательных услуг

ГРУБОВ Евгений Олегович, к.э.н., доцент

Среди основных тенденций, наблюдаемых на рынке образовательных услуг высшего профессионального образования и способствующих развитию дистанционного обучения, на наш взгляд, необходимо выделить следующие.

В ФГОС ВПО третьего поколения планируется последовательный переход к компетентностной парадигме и установление новых требований к качеству образования, ориентирующих образовательный процесс на удовлетворение требований потребителей.
Сложная экономическая ситуация в стране, а также «демографическая яма» начала 1990-х годов приводят к повышению конкуренции между вузами на рынке образовательных услуг, что особенно сказывается в сфере профессионального образования в области экономики и управления. Усиление конкуренции побуждает вузы к развитию маркетинга, более гибкой ориентации предлагаемых образовательных программ, форм и методов обучения на требования всех заинтересованных сторон – студентов, работодателей, абитуриентов, партнёров и т.д. за счёт индивидуально-ориентиро­ванной организации учебного процесса и персонализации образовательных услуг.
Среди индивидуальных и корпоративных потребителей возрастает востребованность услуг качественного профессионального образования в сфере бизнеса (от краткосрочного повышения квалификации по «точечным» направлениям до освоения основных образовательных программ ВПО) с возможностью обучения без отрыва от работы, что ограничивает возможности для традиционного заочного обучения и расширяет перспективы использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Среди индивидуальных и корпоративных потребителей возрастает востребованность услуг качественного профессионального образования в сфере бизнеса (от краткосрочного повышения квалификации по «точечным» направлениям до освоения основных образовательных программ ВПО) с возможностью обучения без отрыва от работы, что ограничивает возможности для традиционного заочного обучения и расширяет перспективы использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
В России наблюдается устойчивое повышение информатизации общества, расширение проникновения современных информационных технологий, рост доступности Интернета, повышение компьютерной грамотности населения. По данным Министерства связи и массовых коммуникаций РФ число пользователей Интернета в России в 2008 году выросло на 34%, достигнув 45,4 миллионов, а в 2009 году выросло на 31,5% и составило 59,7 миллионов. В целом по России из дома в Интернет выходят 70% пользователей, при этом около трети «домашних» пользователей (или примерно 20% от всей аудитории) имеют широкополосный доступ к сети [1]. Таким образом, доступность качественных образовательных услуг, предоставляемых вузами с помощью ДОТ, постоянно повышается для потенциальных потребителей по всей России, а также за её пределами.

Отмеченные тенденции подчёркивают необходимость для современного университета ориентировать свою деятельность на рынок образовательных услуг, получать и использовать конкурентные преимущества за счёт предложения качественных образовательных программ, направленных на удовлетворение требований потребителей и реализуемых с помощью современных средств, методов и технологий, включая ДОТ.

Таким образом, деятельность вуза по оказанию образовательных услуг с использованием ДОТ при реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ можно рассматривать как оказание дистанционных образовательных услуг.

Важно подчеркнуть, что дистанционное обучение не является самостоятельной формой получения образования – ДОТ являются технологической и методической основой для реализации образовательных программ по различным формам (очной, очно-заочной, заочной).

Идеи дистанционного обучения применяются в мировой практике достаточно давно. Мировой лидер в этой области, британский университет открытого образования Open University, существующий на рынке с 1969 г. и начинавший свою деятельность с обучения по переписке, в настоящее время дистанционно обучает свыше 200 тыс. студентов с помощью современных информационных технологий. Практика обучения по переписке существовала и во многих учебных заведениях СССР.

Гигантский толчок развитию дистанционных образовательных услуг в мире дало появление и массовое развитие Интернета, а востребованность дистанционного обучения во многом определяется формированием глобальной мировой экономики.

В настоящее время ДОТ широко применяются в очень многих западных образовательных учреждениях различных уровней, от крупнейших университетов до колледжей регионального и местного уровня.

Многие российские вузы применяют ДОТ уже второе десятилетие, хотя всплеск начала оказания дистанционных образовательных услуг приходится на конец 1990-х гг. С помощью ДОТ успешно реализуются многие образовательные программы – как дополнительные, так и основные, в том числе в полном объёме.

Среди лидеров отечественного рынка дистанционных образовательных услуг можно назвать такие вузы, как Московский государственный университет, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Московский государственный энергетический институт (технический университет), Санкт-Петербургский государственный технический университет и др.

В числе региональных государственных вузов, успешно применяющих ДОТ, можно назвать Белгородский государственный университет, Международный университет «Дубна», Тюменский государственный университет, Томский государственный университет, Владивостокский университет экономики и сервиса, Нижегородский государственный технический университет, Тамбовский государственный технический университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Ивановский государственный энергетический университет и другие.

Многие негосударственные вузы рассматривают дистанционное обучение как ключевое конкурентное преимущество, предлагая при реализации дистанционных образовательных программ диплом о высшем образовании государственного образца.

Следует отметить появление ряда сайтов, бесплатно предлагающих свободное дистанционное получение образования «для себя» – освоение учебных материалов для приобретения новых знаний и компетенций без их подтверждения документом государственного образца. При желании потребитель может повысить статус полученного образования, например до краткосрочного повышения квалификации или высшего образования, дистанционно освоив лицензированную образовательную программу в вузе-партнёре на платной основе. В качестве удачных примеров такого подхода можно привести Интернет-университет информационных технологий «Интуит» или Центр дистанционных образовательных технологий Московского института экономики, менеджмента и права.

Существуют различные технологии дистанционного обучения – распространение печатных и электронных изданий, учебных аудио- и видеоматериалов, применение компьютерных обучающих систем, обмен сообщениями с помощью интернет-сервисов и т.д. Однако основным современным инструментом дистанционного взаимодействия преподавателей и студентов является система дистанционного обучения (СДО) – образовательный интернет-портал, обеспечивающий реализацию системного подхода к организации и управлению процессом обучения, интегрирующий различные виды учебных и методичес­ких ресурсов, обеспечивающий возможность общения преподавателя с учащимися и позволяющий каждому участнику персонализировать среду и адаптировать учебный процесс с учётом личных возможностей и требований, занятости, характера и прочих особенностей. СДО является интегратором различных видов учебно-методических ресурсов и может дополняться применением таких технологий, как видеоконференцсвязь, электронная почта, системы обмена мгновенными сообщениями, средства разработки и доставки мультимедиа-контента и т.д. Доступ к порталу может быть организован как через локальную сеть учебного заведения, так и через Интернет, а предоставляемые с его помощью материалы и входящие в состав портала средства интерактивного общения могут применяться не только для дистанционного обучения, но и для аудиторных занятий.

Анализ российского рынка дистанционных образовательных услуг выявил следующие подходы вузов к выбору и применению СДО:

построение СДО на базе крупных зарубежных коммерческих решений (например, Lotus LearningSpace);
построение СДО на базе российских коммерческих разработок (например, Прометей, Webtutor, Stellus);
построение СДО на базе бесплатных решений с открытым кодом (например, Moodle);
построение СДО на базе собственных решений вузов (AcademicNT, Специалист, ОРОКС, Бумеранг).

К преимуществам приобретения готовых решений следует отнести их широкую функциональность, отражающую мировой опыт в области дистанционного обучения, наличие технической и информационной поддержки, модульность, совместимость с международными стандартами обмена учебным контентом. Их основными недостатками является высокая стоимость и недостаточно гибкая адаптация к нуждам учебного процесса конкретного образовательного учреждения.

К преимуществам разработки и внедрения собственного решения следует отнести полный контроль над функциональностью, чёткая адаптация к особенностям учебного заведения, относительно невысокие затраты на установку и поддержку. Минусом такого решения могут стать возможные проблемы совместимости с другими СДО.

Список литературы

  1. Итоги работы отрасли связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации за 2009 год / Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. – М., 2010. – URL: http://www.minkomsvjaz.ru/.cmsc/upload/docs/201005/11160234Jv.pdf
Другие публикации
26.04.2011
Завершение обучения по защите персональных данных
19 апреля 2011 г. завершено обучение группы слушателей по программе Обеспечение безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных. В обучении принимали участие руководители и специалисты ряда департаментов и управлений Правительства Ивановской области. По результатам итогового тестирования всем слушателям были вручены удостоверения государственного образца о повышении квалификации.
 
14.04.2011
Новая образовательная программа
Вашему вниманию предлагается новая программа краткосрочного повышения квалификации: Обеспечение безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.
 
22.11.2010
Новая образовательная программа
Вашему вниманию предлагается новая программа краткосрочного повышения квалификации: Анализ бизнес-информации для принятия эффективных управленческих решений.
 
12.05.2010
Завершение обучения по применению модели CAF
Центр дистанционного обучения ФЭУ завершил обучение по программе Улучшение качества менеджмента в сфере государственного управления через применение модели CAF, направленному на повышение квалификации государственных гражданских служащих. Продолжительность дистанционного обучения составила 4 недели, итоговым этапом стало проведение однодневного семинара на базе ИГЭУ, который состоялся 24 апреля 2010 г.